"Картинки с выставки"
Модест Мусоргский
Отношения между музыкой и изобразительным искусством вплоть до эпохи рококо главным образом состояли в том,что художники писали музицирующих людей.Мастера прошлых столетий делали это особенно охотно,поскольку игра на инструменте,да и вообще занятия музыкой придают персонажам картины большую выразительность.К тому же многие художники сами были музыкантами - любителями,некоторых из них можно считать почти законченными музыкантами-профессионалами.В XV и XVI веках музыку считали скорее наукой,нежели искусством.Так что она относилась к сфере высшей образованности.Многие художники владели игрой на инструменте.Ван Дейк на празднествах у своего учителя Рубенса пел итальянские песни в сопровождении гамбы.Леонардо да Винчи начинал при дворе Сфорца как музыкант,и позднее музыка часто сопровождала его занятия живописью:в то время,когда он писал портрет Моны Лизы,в его мастерской не смолкали звуки струнных инструментов.Джорджоне так прекрасно пел и играл на музыкальных инструментах,что итальянские патриции часто просили его участвовать в своих музыкальных представлениях.
Во второй половине XIX века отношения между музыкой и изобразительным искусством изменились - они как бы поменялись местами.Если до тех пор художники занимались музицированием,то отныне музыканты начали пытаться передавать в звуках произведения изобразительного искусства.
Роберт Шуман использовал слово "картина" лишь как название пьес ("Картины Востока" ор.66 или "Сказочные картины" ор.113).Лист в некоторых своих сочинениях непосредственно опирался на вполне определённые произведения искусства.В его фортепианном цикле "Годы странствий"есть пьеса под названием "Обручение" (картина Рафаэля "Обручение Марии"),Симфоническая поэма "Битва гуннов" написана по мотивам фрески Каульбаха.
Вслед за ним название картин Арнольда Бёклина использовал Регер в оркестровой сюите ор.128 ("Отшельник играющий на скрипке","Игра волн","Остров мёртвых",Вакханалия").
Модест Мусоргский превзошёл всех,переложив в звуки не просто отдельные картины,а целую выставку.В 1874 году состоялась выставка,на которой были представлены работы друга Мусоргского - архитектора,скульптора и художника Виктора Гартмана.Это была посмертная выставка.
"Картинки с выставки" состоят из следующих пьес."Прогулка" изображает самого композитора,переходящего на выставке от одного рисунка к другому,мелодия "Прогулки" в изменённом, варьированном виде звучит между пьесами.В "Гноме" перед нами предстаёт карлик,неуклюже ковыляющий на кривых ножках;"Старый замок"переносит нас в Италию,где трубадур перед замком поёт свою песню;"Тюильри.Ссора детей после игры" представляет аллею с множеством детей и нянек;в "Быдле" изображается старая польская телега,запряжённая волами;"Балет невылупившихся птенцов" создан по мотивам забавных эскизов костюмов к балету "Трильби";"Самуэль Гольденберг и Шмуйле"-портреты двух евреев,богатого и бедного;в пьесе "Лиможский рынок"изображена перепалка между торговками.На сочинение "Бабы Яги" композитора вдохновил рисунок часов в форме избушки Бабы Яги-ведьмы из русских сказок.Прообразом "Богатырских ворот"послужил архитектурный проект Киевских ворот,выдержанный Гартманом в монументальном "русском" стиле."Катакомбы"-на рисунке Гартман изобразил самого себя рассматривающего при свете фонаря захоронения в парижских катакомбах.У Мусоргского пьеса содержит в себе как бы два музыкальных пласта:"Римская гробница"-это основная тема цикла,другой представляет собой тремоло в правой руке и озаглавлен "С мёртвыми на мёртвом языке".
Дирижёр Сергей Кусевицкий обратился к Морису Равелю с заказом инструментировать "Картинки с выставки".Летом 1922 года Равель принялся за работу и создал столь убедительную обработку,что многие любители музыки позабыли о существовании фортепианного оригинала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий